МБОУ СОШ №4
город Советский
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность

    Что такое функциональная грамотность?
            Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
             Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
    молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    5. Креативное мышление.
    6. Глобальные компетенции.

    Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; 
    • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
     

    Нормативные документы
    • Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО — Югры от 20.09.2021 №10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год» (Открыть)
    • Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО — Югры от 16.09.2021 №10-П-1233 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (Открыть)
    • Приказ Управления образования администрации Советского района от 22.11.2021 №965 «Об организации проведения оценки функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов» (Открыть)
    • Приказ Управления образования администрации Советского района от 20.09.2021 №739 «Об утверждении муниципального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций Советского района на 2021-2022 учебный год» (Открыть)
    • Приказ ИРО от 17.09.2021 «Об обеспечении интеграции в системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» (Открыть)
    • Информационное письмо ИРО от 17.09.2021 №2544 (Открыть)
    • Информационное письмо ИРО от 15.11.2021 №3095 (Открыть)
    • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 №03-1510 (Открыть)
    • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.09.2021 №А3-581/03 (Открыть)
    • Положение об индивидуальном проекте (Открыть)
    • Положение о внутренней системе оценки качества образования (Открыть)
    Методические материалы
    • Функциональная грамотность (Презентация)
    • Спецификация диагностической работы по функциональной грамотности для учащихся 8 классов: ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (Открыть)
    • Читательская грамотность (8 класс) Характеристики заданий и система оценивания (Открыть)
    • Пример работы по читательской грамотности (Открыть)
    • Пособия для учителей, сборников задач и упражнений (Открыть)
    • Развитие функциональной грамотности на уроках физики (Открыть)
    • Функциональная грамотность. Банк учебных заданий (Руководство пользователя) (Открыть)
    • Читательская грамотность на уроках биологии (Открыть)
    • «Формирование читательской грамотности на уроках математики и информатики» (Открыть)
    Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования (Открыть)
    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы). ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (Открыть)
    Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач (Открыть)
    Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы (Открыть).

    Электронный банк заданий по функциональной грамотности (Открыть).
    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке (Ссылка).
    Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (Открыть).

    Функциональная грамотность. Банк заданий (Открыть)
    Банк заданий PISA. Читательская грамотность (Открыть).
    Ссылки на полезные сайты
    Материалы по развитию и формированию функциональной грамотности в МБОУСОШ №4 г. Советский

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie